Сторінки

неділю, 12 травня 2013 р.

ЮРІЙ ШУХЕВИЧ - СИН НЕПЕРЕМОЖНОГО ГЕНЕРАЛА


 світлину від Потрясающая Русофобия.
Юрий Шухевич - сын последнего генерала УПА Романа Шухевича, ликвидированного НКВД СССР в 1950 году. Юрий Шухевич отбыл в советских тюрьмах и концлагерях - СОРОК ЛЕТ ЖИЗНИ - за то, что был сыном главного командира УПА украинского генерала сражавшейся против СССРУкраинской Повстанческой Армии  - Романа Шухевича. Пану Юрию советские оккупационные власти в Украине не раз предлагали отречься от своей семьи и национально-освободительных взглядов. Он отказался сделать это. Он жил от приговора к приговору советского суда в Украине. Из-за заключения потерял возможность жить полноценной жизнью молодого человека, из-за заключения же распалась его семья, он потерял если не самое дорогое что есть у каждого человека - зрение, но не сломался. Юрий Шухевич находился далеко от Украины пока не развалился Советский Союз. Сегодня он активно участвует в политической жизни своей страны, выступает на митингах, в СМИ, возглавляет Украинскую национальную ассамблею и часто повторяет - "борьба ещё не закончена. Наше дело - теперь дело молодых". В августе 2006 года президент Украины Виктор Ющенко присвоил Юрию Шухевичу звания Героя Украины. А недавно Юрий Романович получил награду Героя Украины и за своего отца - генерал-хорунжего УПА Романа Шухевича.

- Пан Юрий, каким Вы запомнили своего отца?

- Помню еще польские времена ... В 1934 году отца посадили по делу убийства министра внутренних дел Польши Перацкого. Первое впечатление, связанный с отцом - когда в 1936-м мы с мамой пришли на свидание с ним. Помню, выводят отца, он в расстегнутой рубашке, в штатском. Тогда трехлетним мальчиком, увидев полицейских, я испугался, расплакался, они хотели меня успокоить, и однако я еще больше начал плакать. Но это эпизод, а вообще Карпатскую независимую Украину (1938-1939 гг) я помню неплохо. Ежедневно дед получал газету «Новое время» и вечером садился ее читать. В украинской прессе тех времен на первых страницах была информация о независимой Карпатской Украине, все очень тогда переживали, воспринимали близко к сердцу. Я еще тогда не знал, что мой папа там, об этом узнал позже.

- Вы понимали тогда, кто ваш отец?

- Знал я тогда, что отец - член ОУН, сегодня не могу сказать. Понимал, что он человек, который борется с польским оккупационным режимом и за это сидит в тюрьме. Помню, перед тем, как поехать в Закарпатье в 1938 году (он уже вернулся из тюрьмы), отец наведался домой. Он, я, мать и сестра отца поехали на Днестр отдыхать в родные Раковцы, что у Городенки на Ивано-Франковщине, провели там несколько недель. Папа был очень занятым человеком, и когда выпадала возможность, уделял семье немало времени. Помню его добрым, но одновременно он старался держать меня в дисциплине. Требовал собранности, точности, бывал в школе, интересовался, как я учусь. Считал, что я должен быть закаленным, ведь жизнь - нелегкая штука, тем более что мы порабощенная нация, которая должна бороться за свою независимость - значит и требовал от меня соответствующей закалки. «Ты растешь воином» - не раз говорил мне. У меня было достаточно спартанское воспитание, но несмотря на то, я отца очень любил и уважал. После Карпатской Украины я не видел его до конца 1939 года. Отец вынужден был переехать в Данциг (нынешний Гданьск), он там жил, мать туда ездила летом 1939 года. В этом же году развалилась под совместным ударом Германии и Советского Союза Польша, Красная армия пришла сюда, в Галичину, в связи с чем мы с мамой уехали в Краков в немецкую оккупационную зону. Там встретились с отцом. Два года с октября 1939 по апрель 1941 отец был с нами постоянно, за исключением тех дней, когда он уезжал. Он тогда был руководителем Западных украинских земель, оказавшихся под немцами, и отвечал за связи с Галицией. Он часто разъезжал, я тогда начал учиться в школе в Кракове, закончил первый и второй класс.

А с 1941 года, когда образовался Украинский легион и отец туда пошел, я видел его эпизодически: в 1941 году, когда их сняли с фронта, он ненадолго забежал домой, потом приезжал в отпуск. В январе 1943 года немцы хотелиего арестовать, кто-то предупредил его об этом, отец занес домой вещи и исчез, ушел в подполье. И тогда только время от времени были встречи с ним. Перед повторным приходом большевиков в 1944 году, когда приближался фронт, Мыкола Лебедь окончательно передал отцу все полномочия. Тогда он заехал и был несколько дней. А дальше, в июле сорок пятого, большевики арестовали маму, бабушку, забрали меня и мою сестру, ей было тогда пять лет. Мама отсидела десять лет в мордовских концлагерях НКВД СССР, бабушка умерла через год после того. Мы с сестрой были сначала в детском доме в Чернобыле, а затем в Сталино, нынешний Донецк.

- Известно, что вы тогда связывались через подполье с отцом ...

- Да. Не хотел воспитываться в детском доме. Там мне говорили: видишь, твой отец стал на путь предательства нашей социалистической Родины, ты должен отречься от всего этого бандеровского и стать настоящим советским человеком. С Чернобыля хотел бежать вместе с сестрой, за мной приехал один связной моего отца, но не удалось, нас тогда перебросили подальше. Из Донбасса я уже не мог убежать с сестрой, потому что она была маленькая. Об отце в то время ничего не было известно. В 1946 году получил письмо от мамы - она в знак протеста голодала, чтобы ей позволили переписываться с нами. В приюте не знали, кто я, директор дома догадывался, что мои родители репрессированы. От фамилии матери, Березинская, сделали мое - Березанский. Ходил в русскую школу, хорошо выучил этот язык и это меня потом спасало, когда я бежал в 1947 году. Только какая-то проверка документов, я начинал говорить на русском. Когда кто-то спрашивал, говорил, что из Донбасса. Людей тогда было много с востока, за хлебом приезжали, это был голодный год.

Отец, находясь во Львове, знал, что я бежал, но не знал, где я. Своими каналами он сообщил о моем возможном появлении, чтобы ему сразу дали знать. Я двигался в голоде и холоде, курточку свою продал в Фастове, за те деньги купил хлеба и молока, и так добирался в Галичину. Наконец меня нашла  связная отца и привезла во Львов. На Рогатинщину я поехал с другой связной отца Галиной Дидык. Она дала мне соответствующие установки. Сказала, что когда вечером пойду по дороге поля, потом лесом, посмотрю налево, мне помашут платочком, если же уже не будет видно, ну тогда свистнут три раза. Надо было бежать на тот свист, там меня должны были ждать. Действительно, как стемнело, платочка я уже не увидел. Когда наконец встретился с отцом, рассказал все, что пережил. Меня под чужим именем и фамилией, Левчук Богдан, как переселенца из Польши отдали в школу. Весной 1948 я поехал в Донецк за сестрой и там меня увидели, кто-то из сексотов донес, меня арестовали, и с этого времени начинается моя тюремная эпопея. Первый раз заочно судили, дали десять лет концлагерей в 1949 году. Но у них  небыло права меня как несовершеннолетнего осуждать в тюрьму, но, несмотря на это, дали десять лет концлагеря.

Слава Украине!!!
Юрій Шухевич - син останнього генерала УПА Романа Шухевича, ліквідованого НКВС СРСР в 1950 році. Юрій Шухевич відбув у радянських тюрмах і концтаборах - СОРОК РОКІВ ЖИТТЯ - за те, що був сином головного командира УПА українського генерала билася проти СССРУкраінской Повстанської Армії - Романа Шухевича. Пану Юрію радянські окупаційні влади в Україні не раз пропонували зректися своєї родини і національно-визвольних поглядів. Він відмовився зробити це. Він жив від вироку до вироку радянського суду в Україні. Через ув'язнення втратив можливість жити повноцінним життям молодої людини, через ув'язнення ж розпалася його сім'я, він втратив якщо не найдорожче що є у кожної людини - зір, але не зламався. Юрій Шухевич перебував далеко від України поки не розвалився Радянський Союз. Сьогодні він активно бере участь у політичному житті своєї країни, виступає на мітингах, у ЗМІ, очолює Українську національну асамблею і часто повторює - "боротьба ще не закінчена Наша справа -. Тепер справа молодих». У серпні 2006 року президент України Віктор Ющенко присвоїв Юрію Шухевичу звання Героя України. А нещодавно Юрій Романович отримав нагороду Героя України і за свого батька - генерал-хорунжого УПА Романа Шухевича.

- Пане Юрію, яким Ви запам'ятали свого батька?

- Пам'ятаю ще польські часи ... У 1934 році батька посадили у справі вбивства міністра внутрішніх справ Польщі Перацького. Перше враження, пов'язаний з батьком - коли в 1936-му ми з мамою прийшли на побачення з ним. Пам'ятаю, виводять батька, він у розстебнутій сорочці, у цивільному. Тоді трирічним хлопчиком, побачивши поліцейських, я злякався, розплакався, вони хотіли мене заспокоїти, і проте я ще більше почав плакати. Але це епізод, а взагалі Карпатську незалежну Україну (1938-1939 рр.) я пам'ятаю непогано. Щодня дід отримував газету «Новий час» і ввечері сідав її читати. В українській пресі тих часів на перших сторінках була інформація про незалежної Карпатської України, все дуже тоді переживали, сприймали близько до серця. Я ще тоді не знав, що мій тато там, про це дізнався пізніше.

- Ви розуміли тоді, хто ваш батько?

- Знав я тоді, що батько - член ОУН, сьогодні не можу сказати. Розумів, що він людина, яка бореться з польським окупаційним режимом і за це сидить у в'язниці. Пам'ятаю, перед тим, як поїхати в Закарпатті в 1938 році (він уже повернувся з в'язниці), батько навідався додому. Він, я, мати і сестра батька поїхали на Дністер відпочивати в рідні Раковці, що у Городенки на Івано-Франківщині, провели там кілька тижнів. Тато був дуже зайнятою людиною, і коли випадала можливість, приділяв сім'ї чимало часу. Пам'ятаю його добрим, але водночас він намагався тримати мене в дисципліні. Вимагав зібраності, точності, бував у школі, цікавився, як я вчуся. Вважав, що я повинен бути загартованим, адже життя - нелегке штука, тим більше що ми поневолена нація, яка має боротися за свою незалежність - значить і вимагав від мене відповідної гарту. «Ти ростеш воїном» - не раз говорив мені. У мене було достатньо спартанське виховання, але незважаючи на те, я батька дуже любив і поважав. Після Карпатської України я не бачив його до кінця 1939 року. Батько змушений був переїхати до Данциг (нинішній Гданськ), він там жив, мати туди їздила влітку 1939 року. У цьому ж році розвалилася під спільним ударом Німеччини і Радянського Союзу Польща, Червона армія прийшла сюди, в Галичину, у зв'язку з чим ми з мамою поїхали до Кракова в німецьку окупаційну зону. Там зустрілися з батьком. Два роки з жовтня 1939 по квітня 1941 батько був з нами постійно, за винятком тих днів, коли він виїжджав. Він тоді був керівником Західних українських земель, що опинилися під німцями, і відповідав за зв'язки з Галичиною. Він часто роз'їжджав, я тоді почав вчитися в школі в Кракові, закінчив перший і другий клас.

А з 1941 року, коли утворився Український легіон і батько туди пішов, я бачив його епізодично: 1941 року, коли їх зняли з фронту, він ненадовго забіг додому, потім приїздив у відпустку. У січні 1943 року німці хотіли заарештувати, хтось попередив його про це, батько заніс додому речі і зник, пішов у підпілля. І тоді тільки час від часу були зустрічі з ним. Перед повторним приходом більшовиків у 1944 році, коли наближався фронт, Микола Лебедь остаточно передав батькові всі повноваження. Тоді він заїхав і був кілька днів. А далі, у липні сорок п'ятого, більшовики заарештували маму, бабусю, забрали мене і мою сестру, їй було тоді п'ять років. Мама відсиділа десять років у мордовських концтаборах НКВС СРСР, бабуся померла через рік після того. Ми з сестрою були спочатку в дитячому будинку в Чорнобилі, а потім у Сталіно, нинішній Донецьк.

- Відомо, що ви тоді зв'язувалися через підпілля з батьком ...

- Так. Не хотів виховуватися в дитячому будинку. Там мені казали: бачиш, твій батько став на шлях зради нашої соціалістичної Батьківщини, ти повинен відректися від усього цього бандерівського і стати справжнім радянською людиною. З Чорнобиля хотів бігти разом з сестрою, за мною приїхав один зв'язковий мого батька, але не вдалося, нас тоді перекинули подалі. З Донбасу я вже не міг втекти з сестрою, бо вона була маленька. Про батька на той час нічого не було відомо. У 1946 році отримав листа від мами - вона на знак протесту голодувала, щоб їй дозволили листуватися з нами. У притулку не знали, хто я, директор будинку здогадувався, що мої батьки репресовані. Від прізвища матері, Березинська, зробили моє - Березанський. Ходив до російської школи, добре вивчив цю мову і це мене потім рятувало, коли я біг в 1947 році. Тільки якась перевірка документів, я починав говорити російською. Коли хтось питав, казав, що з Донбасу. Людей тоді було багато зі сходу, за хлібом приїжджали, це був голодний рік.

Батько, перебуваючи у Львові, знав, що я втік, але не знав, де я. Своїми каналами він повідомив про мою можливу появу, щоб йому одразу дали знати. Я рухався в голоді і холоді, курточку свою продав у Фастові, за ті гроші купив хліба і молока, і так добирався в Галичину. Нарешті мене знайшла зв'язкова батька і привезла до Львова. На Рогатинщину я поїхав з іншого зв'язного батька Галиною Дідик. Вона дала мені відповідні установки. Сказала, що коли ввечері піду по дорозі поля, потім лісом, подивлюся ліворуч, мені помахають хусточкою, якщо ж вже не буде видно, ну тоді свиснуть три рази. Треба було бігти на той свист, там мене мали чекати. Дійсно, як стемніло, хусточки я вже не побачив. Коли нарешті зустрівся з батьком, розповів усе, що пережив. Мене під чужим ім'ям і прізвищем, Левчук Богдан, як переселенця з Польщі віддали до школи. Навесні 1948 я поїхав у Донецьк за сестрою і там мене побачили, хтось із сексотів доніс, мене заарештували, і з цього часу починається моя тюремна епопея. Перший раз заочно судили, дали десять років концтаборів у 1949 році. Але у них не було права мене як неповнолітнього засуджувати до в'язниці, але, незважаючи на це, дали десять років концтабору.

Слава Україні!

Немає коментарів:

Дописати коментар