Через Донбасс грабят Украину. На миллиарды
ЧЕРЕЗ ДОНБАСС ГРАБЯТ УКРАИНУ. НА МИЛЛИАРДЫ
Дотационный Донбасс. Действительно ли регион кормит Украину?
Несмотря на стереотипы, Донбасс не только не «кормит» остальные области Украины, но и получает из госбюджета почти вдвое больше, чем отчисляет
Миф о том, что «Донбасс кормит всю Украину», можно услышать не только на форумах, но и с высоких политических трибун и органов власти. Однако проведенный Тижнем анализ бюджетных перетоков 2012-2013 годов свидетельствует, что этот стереотип не имеет ничего общего с реальной ситуацией.
Дотации без выравнивания
Нетрудно догадаться, откуда растут ноги у вышеупомянутого мифа. В основе отдельная изолированная статья бюджетных расходов – дотации выравнивания, иначе говоря, дотации на аппарат местных органов власти, социальные расходы, гуманитарную сферу (больницы, школы и т.д.). Действительно, по сравнению с восточными и даже центральными регионами западные получают значительную дотацию, хотя эти средства в случае, например, Галичины вполне соизмеримы с их вкладом в госбюджет. Так, в 2012 году оттуда в казну поступило 8,4 млрд грн, а дотаций выравнивания было получено 7,9 млрд грн. В то же время для Донбасса, по информации источников Тижня, эти цифры составляют соответственно более 21 млрд грн и 4,6 млрд грн.
Но во время глубокого анализа широкого круга статей бюджетных перетоков оказывается, что, несмотря на разные размеры дотаций выравнивания, оттока денег из Донбасса в остальные регионы нет. Более того, заметно дотирование его самого за средства госбюджета. Дотация выравнивания является лишь одним из трансфертов, кстати, достаточно «честным». Но кроме нее регионы получают значительное количество других трансфертов на реализацию определенных целей. Скажем, по дополнительным дотациям и субвенциям (помощь семьям с детьми, предоставление льгот, жилищных субсидий, социально-экономическое развитие регионов и т.д.) лидирует именно Донетчина. Всего, по данным Комитета по вопросам бюджета, в 2012 году две области Донбасса получили из госбюджета дотаций, субсидий и субвенций на общую сумму 16,2 млрд грн (Донецкая – 10,9 млрд грн, Луганская – 5,3 млрд грн). Причем Донетчина является первой по целевым, то есть таким, которые выделяются на выполнение определенных работ и услуг, что часто связано с наличием коррупционного интереса.
Часть распределяется на основании не закона о госбюджете, а подзаконных актов, скажем, постановлений Кабмина. Как пример – последний скандал, когда 440 млн грн бюджетных средств по программе «Питьевая вода Украины на 2011-2020 годы» на 2013-й, целевое назначение которых – капитальный ремонт систем централизованного водоснабжения и водоотвода, на 75% (330 млн грн) было направлено в Донбасс, где проживает лишь 15% жителей страны. Несмотря на то, что износ систем водоснабжения и потребность в капремонте не только там, катастрофической и запущенной эта проблема является на Юге, Западе в Центре, особенно в малых и средних городах.
Скрытые перетоки
Но есть и другие каналы дотирования. Прежде всего, речь идет о деньгах, которые поступают через Пенсионный фонд, ведь в Украине он живет в значительной мере за счет трансфертов из казны. В частности, в 2012 году на дотации для выплаты пенсий, повышений к ним и надбавок, предусмотренных разными пенсионными программами, а также на покрытие дефицита средств ПФ было выделено 64,5 млрд грн, в госбюджете на 2013-й – 83,2 млрд грн. Понятно, что в зависимости от количества пенсионеров и размера средней пенсии распределение трансфертов из госбюджета в разрезе областей будет неравномерным.
Если учесть, что, по данным ПФ в Луганской и Донецкой областях, уровень обеспеченности их потребностей собственными средствами составил соответственно лишь 69,7% и 65,9%, то нетрудно подсчитать, что в 2012-м к ним поступило около 13,8 млрд грн дотаций Пенсионному фонду из госбюджета (в частности, в Донецкую область – 9,6 млрд грн). Конечно, другие регионы тоже получают их, но эти суммы и в абсолютном размере, и на душу населения обычно значительно ниже. Скажем, на Донбассе в прошлом году пенсии выплачивались 2,12 млн человек (в Луганской области – 0,72 млн, Донецкой – 1,4 млн). В то время как, например, на Галичине было 1,35 млн пенсионеров (Тернопольская область – 284 тыс., Львовская – 690 тыс., Ивано-Франковская – 373 тыс.). Таким образом, на Донбассе количество пенсионеров значительно выше не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. При этом средний размер пенсии там также больше – 1,7 тыс. грн против 1,2-1,3 тыс. в Галичине.
Еще одним косвенным источником дотирования регионов являются бюджетные трансферты в производственные отрасли. Скажем, предусмотренные расходы на финансирование угледобычи почти полностью направляются в Донецкую и Луганскую области, где она сконцентрирована. В 2012 году в бюджете было заложено более 14 млрд грн: по программе «Государственная поддержка угледобывающих предприятий на частичное покрытие расходов по себестоимости готовой товарной угольной продукции» – 9,9 млрд грн, на реструктуризацию угольной и торфодобывающей промышленности – 1,14 млрд; на горноспасательные мероприятия на угледобывающих предприятиях – 0,4 млрд; по программе «Государственная поддержка строительства угле- и торфодобывающих предприятий, техническое переоснащение указанных предприятий…» – 3 млрд грн.
Итак, если сравнить сумму официальных трансфертов из государственного бюджета Донецкой и Луганской областям, косвенные трансферты через Пенсионный фонд, дотирование угледобывающих предприятий, то поступления из регионов в казну (21 млрд грн) даже на 50% не перекрывают тех средств, которые затем направляются в них (более 44 млрд грн). Даже если не принимать во внимание такие косвенные способы дотирования, как льготные условия для значительного количества предприятий (особенно ГМК и химии) на электроэнергию и газ. Но потом за них расплачивается вся страна: постоянным расширением уставного фонда Нафтогаза через ОВГЗ, повышенными тарифами на электроэнергию для других потребителей. Так же большое значение имеет дотирование угольной отрасли через госзаказ на донбасский уголь, хотя и по цене, и по качеству оно значительно уступает иностранным аналогам. Наконец, надо помнить и о том, что средства, поступающие из каждого региона в госбюджет, не могут расходоваться только на трансферты. Ими также нужно покрывать общегосударственные расходы (например, пропорционально доле валового регионального продукта каждого региона) содержание высших и центральных органов власти, Минобороны, СБУ и других спецслужб, МИД, общегосударственных академических, образовательных, медицинских учреждений. Так, только на Министерство обороны расходы в 2012 году составили 16,4 млрд грн,МВД – 14,6 млрд грн, СБУ – 3,3 млрд грн.
Причина почти двукратного превышения различных прямых и скрытых дотаций из госбюджета над поступлениями налогов в него из Донбасса заключается, в частности, в том, что Донецкая область фактически не платит основного бюджетообразующего налога – НДС. Например, в 2012 году его там было собрано на 15,93 млрд грн, а возмещено на 14,26 млрд грн (!). То есть 90% налоговых поступлений составили возмещения, а казна в сухом остатке получила лишь 1,67 млрд грн. Если учесть, что во всей стране было возмещено НДС на 46 млрд грн, а собрано 182,9 млрд грн, то оказывается, что на Донбасс приходится 31% возмещений, а оплата за вычетом возмещений составила лишь 1,2% из 136,9 млрд грн. На Луганщине ситуация не такая показательная, однако все равно доля возмещенного НДС (1,3 млрд грн, или 2,8% общегосударственного показателя) тоже выше, чем уплаченного (4,7 млрд, или 2,5%). Сверхвысокая экспортоориентированность предприятий Донбасса, которая традиционно используется для хвастовства долей в общеукраинском экспорте, имеет своим обратным следствием тотальную неуплату НДС, поступления от которого составляют 2/5 всех доходов госбюджета.
Таким образом, спекуляции представителей нынешнего режима на том, что «Донбасс кормит всю Украину», являются лишь попыткой обосновать право выходцев оттуда на доминирование в стране за счет циничной подмены понятий. На самом деле этот регион не только не дотирует остальные регионы, но и создает очень значительную финансовую нагрузку для нее. Конечно, это вина не людей, которые там живут, а региональных элит, принципиально не способных эффективно управлять имеющимися ресурсами – лишь паразитировать на них. К сожалению, пока мы наблюдаем распространение этой проблемы на всю страну.
Немає коментарів:
Дописати коментар